Государство решилось на креатив: опубликован проект поправок в основы законодательства о культуре

Основополагающий законодательный акт в сфере культуры ― «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденный Верховным Советом Российской Федерации в 1992 г. ― почти три десятилетия существенно не изменялся, и в свете реализации положений «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р, а также Указа Президента от 24.12.2014 № 808, которым были утверждены «Основы государственной культурной политики», был поднят вопрос о системном реформировании законодательства о культуре.

Одной из попыток актуализировать законодательство стало утверждение в сентябре 2021 г. «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р (далее – «Концепция»), в которой была выделена основная проблематика в развитии творческих (креативных) индустрий:

меры государственной поддержки не учитывают специфику развития творческих (креативных) индустрий;

отсутствуют критерии распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики;

налоговое законодательство Российской Федерации и система налогового администрирования практически не учитывают специфику творческого (креативного) предпринимательства.

В Концепции были впервые определены термины «креативная экономика», «креативный кластер», «творческие (креативные) индустрии». При этом на законодательном уровне институт креативных индустрий все еще не регулируется, т.е. такую реформу нельзя назвать комплексной.

Законопроект от 30 декабря 2021 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)» (далее – «Законопроект») стал последней на текущий момент, и самой заметной попыткой реформирования законодательства о культуре. Законопроектом предлагается внести изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Закон РФ № 3612-1 от 9 октября 1992 года) и утвердить новые задачи законодательства о культуре, усовершенствовать понятийный аппарат, а именно, на законодательном уровне утвердить термины «творческое (креативное) предпринимательство», «субъекты творческого (креативного) предпринимательства», «творческие (креативные) индустрии».

Статья 1 законопроекта

Статья 1 законопроекта

Статья 1 законопроекта

Анализ законопроекта не позволяет говорить о системном подходе к реформированию законодательства о культуре. Законопроектом предлагается внести изменения лишь в части регулирования креативного (творческого) предпринимательства.

Безусловно, внесение предлагаемых законопроектом изменений может позволить заложить базис для развития креативного предпринимательства в форматах преференций для участников индустрий, создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности. Согласно законопроекту, «Правительство Российской Федерации вправе определить перечень приоритетных творческих (креативных) индустрий, в которых субъекты творческого (креативного) предпринимательства и иные организации имеют право на приоритетное получение мер государственной и муниципальной поддержки. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определить перечень приоритетных творческих (креативных) индустрий для соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом культурных и (или) экономических особенностей такого субъекта и включить меры поддержки таких индустрий в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.»

Законопроект направлен на оформление нового законодательного института творческих (креативных) индустрий с целью сохранения и развития культуры. Предлагается утвердить следующие меры поддержки творческим (креативным) предприятиям:

обеспечение доступа к инфраструктуре, необходимой для осуществления деятельности творческих (креативных) предприятий;

оказание финансовой поддержки творческим (креативным) предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);

оказание имущественной поддержки творческим (креативным) предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);

оказание информационной поддержки творческим (креативным) предприятиям;

оказание консультационной и методической поддержки творческим (креативным) предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);

содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия творческих (креативных) предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

организация профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников творческих (креативных) предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализация иных мер (мероприятий) по поддержке творческих (креативных) предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Утверждение адресных мер поддержки на государственном уровне, безусловно, может положительно повлиять на развитие творческих индустрий, однако при этом важно определиться с субъектами, которым такая поддержка будет оказана.

Так, в терминологии законопроекта к творческому (креативному) предпринимательству относится только “деятельность коммерческих организаций, преследующая систематическое получение прибыли за счет создания культурных ценностей, культурных благ и продуктов”. При этом деятельность по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (например, по отчуждению исключительного права по договору другому лицу, предоставлению другому лицу права использования соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации), исходя из прямого толкования термина, не относится к творческому (креативному) предпринимательству.

Вместе с тем, из определения «субъекты творческого (креативного) предпринимательства» следует, что к творческому предпринимательству относится также деятельность по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в т.ч. по реализации материальных носителей.

Вызывает также опасение тот факт, что определение “творческое (креативное) предпринимательство” подразумевает только коммерческие организации,. Не упоминаются ни индивидуальные предприниматели, ни самозанятые лица, уплачивающие налог на профессиональный доход. Узконаправленный термин оставляет«за бортом» креативного предпринимательства огромную армию творческих лиц. Соответственно, такое определение неполно отражает суть указанной деятельности.

В определении “субъекты творческого (креативного) предпринимательства” самозанятые лица также не упоминаются.

Законопроектом предлагается к утверждению также термин «творческое (креативное) предприятие» как субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере творческого (креативного) предпринимательства, соответствующий критериям, установленным законодательством о культуре.

Для того, чтобы предприятие было признано творческим (креативным), оно должно соответствовать следующим характеристикам:

Быть субъектом малого или среднего предпринимательства.

Иметь творческую направленность своей деятельности, в результате которой обеспечивается занятость творческих работников, создание новых результатов интеллектуальной деятельности, а получаемая прибыль обусловлена преимущественно использованием таких результатов.

Стоимость созданных за календарный год результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации должна составлять не менее 50% расходов такого юридического лица, индивидуального предпринимателя или объединения и (или) доля дохода (выручки) от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая реализацию материальных носителей, в которых такие результаты и средства выражены, на протяжении не менее чем одного календарного года составляет не менее 50% в общем объеме доходов (выручки).

Указанные выше количественные характеристики существенно сужают объем компаний-участников креативной (творческой) индустрии, которым может быть оказана реальная поддержка.

Таким образом, понятийный аппарат законопроекта требует доработки в целях обеспечения единообразного правоприменения и достижения поставленной авторами законопроекта цели, а также обеспечения справедливого доступа творческих единиц к предлагаемым государством мерам поддержки.

Особый вопрос вызывает ситуация, согласно которой порядок признания субъекта МСП творческим (креативным) предприятием будет определяться Минэкономразвития России по согласованию с Минкультуры России на основе сложившейся практики субъектов Российской Федерации по подтверждению деятельности субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства. Сведения о принадлежности субъектов МСП к творческим (креативным) предприятиям будут вноситься в единый реестр субъектов МСП уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок включения в Реестр пока неизвестен.

Таким образом, новый законопроект продолжает череду «точечных» изменений законодательства в сфере культуры. Системный подход в законотворчестве в сфере культуры все еще не наблюдается, при том, что запрос современного общества на такие изменения весьма заметен.

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(в части закрепления института творческих (креативных) индустрий)

Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 17, ст. 2030; 2013, № 27, ст. 3477; 2013, № 40, ст. 5035; 2014, № 30, ст. 4217, 4257; 2014, № 49, ст. 6928; 2017, № 31, ст. 4783) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«создание условий для самореализации и развития талантов, в том числе

в сфере творческих (креативных) индустрий;

задействование культурного потенциала территорий и историко-культурного наследия Российской Федерации для развития национальной экономики.»;

2) статью 3 дополнить новыми абзацами следующего содержания:

«Творческое (креативное) предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность коммерческих организаций, преследующая систематическое получение прибыли за счет создания культурных ценностей, культурных благ и продуктов.

Субъекты творческого (креативного) предпринимательства – юридические лица, индивидуальные предприниматели и их объединения, деятельностью которых является творческое (креативное) предпринимательство при условии что стоимость созданных за календарный год результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации составляет не менее 50% расходов такого юридического лица, индивидуального предпринимателя или объединения и (или) доля дохода (выручки) от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включая реализацию материальных носителей, в которых такие результаты и средства выражены, на протяжении не менее чем одного календарного года составляет не менее 50% в общем объеме доходов (выручки).

Творческие (креативные) индустрии – сферы экономической деятельности, в которых субъекты творческого (креативного) предпринимательства, иные организации, объединения и физические лица в процессе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, за счет капитализации, коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивают полный цикл производства, распространения (доведения до потребителя) определенной группы культурных ценностей, культурных благ, выраженных в продуктах (товарах, услугах), обладающих экономической ценностью.»;

3) абзац второй статьи 10 дополнить словами «, а также в творческих (креативных) индустриях.»;

4) часть вторую статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

«способствует занятости творческих работников в творческих (креативных) индустриях.»;

5) часть вторую статьи 30 дополнить абзацем следующего содержания:

«создавать условия для развития творческих (креативных) индустрий.»;

6) дополнить статьей 541 следующего содержания:

«Статья 541. Особенности культурной политики в сфере творческих (креативных) индустрий

1. Формирование и реализация культурной политики в сфере творческих (креативных) индустрий осуществляются в соответствии с целями и задачами, определенными основами государственной культурной политики, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень приоритетных творческих (креативных) индустрий, в которых субъекты творческого (креативного) предпринимательства и иные организации имеют право на приоритетное получение мер государственной и муниципальной поддержки.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определить перечень приоритетных творческих (креативных) индустрий для соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом культурных и (или) экономических особенностей такого субъекта и включить меры поддержки таких индустрий в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. В целях принятия решения об оказании поддержки субъекту творческого (креативного) предпринимательства органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации вправе использовать сведения о соответствии критериям, установленным настоящими Основами, опубликованные в едином реестре, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части субъектов малого и среднего предпринимательства, и сведения в отношении иных субъектов, опубликованные в реестре, порядок ведения которого и проверки соответствия критериям субъекта творческого (креативного) предпринимательства установлен Правительством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3615, 3616; 2009, № 31, ст. 3923; № 52, ст. 6441; 2010, № 28, ст. 3553; 2011, № 27, ст. 3880; № 50, ст. 7343; 2013, № 27, ст. 3436, 3477; № 30, ст. 4071; № 52, ст. 6961; 2015, № 27, ст. 3947; 2016, № 1, ст. 28; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4198; 2017, № 31, ст. 4756; № 49, ст. 7328; 2018, № 1, ст. 89; № 28, ст. 4149; № 32, ст. 5106; № 49, ст. 7524; № 53, ст. 8413, 8463; 2019, № 30, ст. 4147; № 31, ст. 4452; 2020, № 4, ст. 2013, № 52 ст. 7792; 2021, №1 ст. 33, № 27 ст. 5179) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

10) творческое (креативное) предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере творческого (креативного) предпринимательства, соответствующий критериям, установленным законодательством о культуре.»;

2) в статье 41:

а) часть 3 дополнить пунктом 112 следующего содержания:

«112) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является творческим (креативным) предприятием;»;

б) в пункте 9 части 5 слова «пункте 111» заменить словами

«пунктах 111 и 112»;:

в) часть 64 дополнить словами «и статус творческого (креативного) предприятия.»;

3) дополнить статьей 242 следующего содержания:

«Статья 242. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере творческого (креативного) предпринимательства

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере творческого (креативного) предпринимательства, соответствующим критериям, установленным законодательством о культуре.

2. Порядок признания субъектами Российской Федерации субъекта малого или среднего предпринимательства творческим (креативным) предприятием (проверки установленных законодательством критериям) определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

3. Оказание поддержки творческим (креативным) предприятиям может осуществляться в виде:

1) обеспечения доступа к инфраструктуре, необходимой для осуществления деятельности творческих (креативных) предприятий;

2) оказания финансовой поддержки творческим (креативным) предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий);

3) оказания имущественной поддержки творческим (креативным) предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях);

4) оказания информационной поддержки творческим (креативным) предприятиям;

5) оказания консультационной и методической поддержки творческим (креативным) предприятиям (в том числе по вопросам привлечения финансирования и участия в закупках товаров, работ, услуг);

6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия творческих (креативных) предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников творческих (креативных) предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) реализации иных мер (мероприятий) по поддержке творческих (креативных) предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.».

1. Первое внесение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 112 части 3 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», осуществляется 10 апреля 2023 года на основании сведений, представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

2. В целях первого внесения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений, предусмотренных пунктом 112 части 3 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в соответствии с частью 7 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанным Федеральным законом, до 5 апреля 2023 года сформированный в соответствии с частью 64 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих по состоянию на 1 апреля 2023 года статус творческого (креативного) предприятия.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Источник: znamenitka.ru

Добавить комментарий