Рецензия на документальный фильм «Навальный»: Сюрприз «Сандэнса»

Оценка: 8 из 10

Премьера документального фильма «Навальный» состоялась на кинофестивале «Сандэнс». Платформа HBO Max выпустит фильм в 2022 году. Режиссёр: Дэниэл Роэр.

У организаторов кинофестиваля «Сандэнс» есть традиция – ближе к концу каждого смотра анонсировать секретный показ фильма, который держат в тайне до самого последнего момента. В доковидные годы так состоялись премьеры картин «Прочь» Джордана Пила, «Талли» Джейсона Райтмана и «Эдди «Орел»» с Тэроном Эджертоном и Хью Джекманом. В 2022-м таким сюрпризом стал документальный фильм Дэниэла Роэра про Алексея Навального, который сейчас находится в тюрьме и, скорее всего, ещё не скоро сможет оценить историю о себе.

Фильм «Навальный» охватывает небольшой отрезок времени – начиная с событий в августе 2020 года на борту самолёта, летящего из Сибири, и до реабилитации в Германии и возвращения в Россию. Минимум скачков во времени, никаких рассказов о детстве и становлении как личности, никаких пересказов станиц из «Википедии»: только линейное повествование, разворачивающееся в лучших традициях политических триллеров и драм о журналистских расследованиях – таких как «Вся президентская рать» Алана Пакулы или «В центре внимания» Тома МакКарти.

Скорее всего, у большинства россиян мнение об этом фильме сформировалось еще в момент его анонса, и оно вряд ли изменится после просмотра: сторонники Навального нарекут кино житием мученика, а сторонники действующей власти окрестят «заказом Запада», что технически верно – производством занимались CNN и HBO Max. Тем не менее, картина Роэра не выглядит как прямолинейная пропаганда, она открытым текстом ни к чему не призывает и не предлагает делать эмоциональных выводов, а выглядит, скорее, как акт информационной поддержки. В картине нельзя обнаружить пространственных спекуляций или манипуляций со зрителем на основе общепринятой этики, как, например, в другом доке HBO «Добро пожаловать в Чечню».

«Навальный» — это в первую очередь увлекательное журналистское расследование, от просмотра которого трудно оторваться даже человеку, далекому от политической ситуации в мире. Начинающий документалист Дэниэл Роэр не боится тяжёлых задач и деликатных тем. Для своих короткометражек он колесил по всему миру (от Японии до Уганды), рассказывал о геноциде коренных племён Африки и случаях сексуальных домогательств в англиканской церкви. При этом его полнометражный дебют — музыкальная документалка о Робби Робертсоне, одобренная самим Мартином Скорсезе — не затрагивал острых социально-политических проблем.

Объединившись с болгарским журналистом Христо Грозевым, который вел расследование отравления Навального для издания Bellingcat, режиссёр фильма выстраивает захватывающее и напряжённое повествование. В самом начале картины главный герой просит режиссёра на камеру, чтобы тот ни в коем случае не превращал свой труд в утомительные мемуары: «Если меня убьют, то снимем другой, скучный фильм в память обо мне». И действительно, назвать картину скучной не получается даже при всём желании.

Во-первых, с художественной точки зрения фильм снят предельно компетентно и качественно. Динамичный монтаж, интенсивная оркестровая музыка Мариуса Де Фриза, приложившего руку к саундтрекам «Мулен Ружа» и «Ла-Ла Ленда», иммерсивная операторская работа – всё это выступает единым фронтом, чтобы вжать зрителя в кресло и на некоторое время разучить его дышать.

Во-вторых, смысловая нагрузка фильма оказывается не столь очевидной и простой, как это может показаться на первый взгляд. С одной стороны, здесь вполне ожидаемо критикуется авторитарный режим как явление, но с другой, это всё же не совсем либеральный манифест, потому что главные ценности, которые воспевает Роэр – в первую очередь универсальные, гуманистические. Прослеживается это через подачу истории, через наблюдение за жизнью политика как за жизнью обычного человека, который после страшного, почти смертельного отравления вместе с дочкой снимает тик-токи, гуляет с женой по немецкой глубинке, играет в перерывах в Call of Duty на телефоне. В отличие от серии интервью с российским президентом Оливера Стоуна, в «Навальном» не найти сцен, которые выглядят отрепетированными и проговоренными заранее. Нет в нем и альтернативных версий событий. Это в большей мере кинематографическое произведение, нежели политическая реакция (что, впрочем, не умаляет его влияния).

Авторам фильма удалось сделать сильный, актуальный триллер-расследование в духе ведущих представителей жанра политического (не всегда документального) кинематографа – Брайана Фогеля, Алекса Гибни и даже того же Оливера Стоуна в его лучшие годы. «Навальный» — это фильм не компромиссный в своих идеях, но и не радикальный до крайности. Не либеральный, но и не анархичный.

Источник: znamenitka.ru

Добавить комментарий