Рецензия: Оксимирон — «Красота и уродство»

2021, Oxxxymiron

Рэперы могут сколь угодно долго выяснять, кто из них «первый на трассе», — а потом всё становится предельно ясно, когда один из них прекращает шестилетнее затворничество, и оказывается, что все эти годы люди ждали только его. Феномен этот не нов и неоднократно опробован, например, на Земфире: любая её работа заставляет публику отложить все дела и предаться прослушиванию — а потом и возбуждённому обсуждению. В рэпе такая функция принадлежит Оксимирону. Его альбом 2015 года «Горгород» признан классическим и чуть ли не эталонным. Гений, по мнению аудитории, имеет полное право на причуды, в частности, на многолетнее молчание. Зрители тоже почтительно помалкивают, стараясь не поминать художника всуе. Но стоит ему прервать молчание, тут же выясняется, что все только этого и ждали. Мирону простили даже дурацкий фокус с выпуском вместо нового альбома микстейпа из старых песен. Через три недели после сборника Оксимирон таки выпустил альбом с новинками, не отказав себе в удовольствии ещё немного помучить зрителей: «Красота и уродство» вышли в указанный день, но поздно вечером. Тем не менее уже к утру соцсети наполнились цитатами и мемами из пластинки, а все 22 песни оказались в чарте Яндекс.Музыки. Будь Толкин жив — мог бы написать «Возвращение Короля 2».

Альбом действительно впечатляет, и не только хронометражем. Оставьте эти обывательские вопросики типа «зачем так длинно?» или «не слишком ли кто-то умничает?» После шести лет молчания возвращаться надо было именно так — с «энциклопедией русской жизни», изложенной в форме рэпа, а заодно и с обширной информационной хроникой прошедших событий. Оксимирон в «Красоте и уродстве» высказался примерно про всё, и плотность мысли здесь невероятно высока. Один юный коллега Мирона уже пожаловался, что для понимания всех текстов нужно заново пройти школьную и институтскую программу — ну или обложиться энциклопедиями. Кстати, это довольно здравая идея: решившие освоить альбом за ночь явно многое упустили — конечно, с ним нужно знакомиться постепенно, долго, глубоко, потихоньку раскапывая эту ценные залежи парадоксальных образов и многомудрых отсылок. Сам Окси очень постарался, чтобы слушателя не отвлекали музыкальные спецэффекты. С точки зрения аранжировки и подачи это олдскульный рэп — угрюмая, но внятная читка под доходчивые биты, способствующие лучшему усвоению материала. Некоторые треки записаны с гостевым участием коллег, имена которых не указаны в трек-листе: они не засекречены, но их надо искать отдельно.

Оксимирон рассказал о ситуации в русском рэпе («Грязь»), превращении страны в банановую республику («Африканские бусы») и ещё о паре десятков важных вещей. Он наполнил альбом броскими фразами вроде «меня спросили: «Почему в русском рэпе нет gangsta?», но gangsta на Руси — прерогатива государства» и двусмысленно высказался про Екатерину Шульман. Кроме того, Оксимирон выполнил за рецензентов их работу, сочинив нарочито поверхностный трек «Рецензия» с перечислением недостатков своего альбома. И это тоже выстрелило: даже те, кто публикуют рецензии раз в пять лет сказали «нет, мы сами напишем» — и теперь в сети очень сложно скрыться не только от гигантского нового альбома Главного Рэпера, но и от гигантских рецензий на него. Я по крайней мере написал короткую.

Слушайте Красота и Уродство — Oxxxymiron на Яндекс.Музыке

Источник: znamenitka.ru

Добавить комментарий