Рецензия: ВИА «Самоцветы» Юрия Маликова — «Лучшие песни»

2021, ООО «Панчер»

У моих родителей был виниловый диск-гигант «Самоцветов» — такой, знаете, с розово-фиолетовой обложкой, разошедшийся в советские годы огромным тиражом. Я его, видимо, много раз слушал в бессознательном возрасте, а потом и в сознательном. Для меня все лучшие песни «Самоцветов» (ну ладно, почти все) собраны именно на этом виниле. Который, кстати, жив-здоров, перекочевал из родительской коллекции в мою, и сейчас я возьму его с полки спишу трек-лист: «Горлица», «За того парня», «Чернобровая дивчина», «Верба», «Там за облаками», «Мой адрес — Советский Союз», «Чарiвна бойкiвчанка», «Налетели дожди», «Увезу тебя я в тундру» и «Не повторяется такое никогда».

Если сравнить с выпущенным в честь 50-летия ансамбля диском «Лучшие песни», списки во многом совпадут. Из «беста» закономерно исчезли украиноязычные песни и подзабытая «Верба». Несправедливо обошлись с «За того парня» («Я сегодня до зари встану»): на мой взгляд «Самоцветы» были лучшими исполнителями этой красивой и щемящей песней о войне, и на сборнике их версии очень не хватает. Зато среди «Лучших песен» появились «Всё, что в жизни есть у меня» и «Вся жизнь впереди». Они стали популярными уже после выхода «фиолетовой пластинки» и, естественно, заслужили попадания в сборник. Но несколько позиций в трек-листе вызывают недоумение: если «Добрую примету» можно почти без натяжки отнести к лучшим песням «Самоцветов», то «Песня о дружбе», видимо, попала в сборник по ошибке. Что касается «Команды молодости нашей» и морского марша «Экипаж — одна семья» (мы под неё на «Зарнице» в школе маршировали), то эти композиции с «Самоцветами» не вполне ассоциируются: их все знают, но были у них и более канонические исполнения. У ансамбля Юрия Маликова хватало своего уникального репертуара — зачем же было включать в «лучшие песни» эти «общие» хиты?

Кстати, что касается канонического исполнения. Издатель в пресс-релизе гордо отчитался о том, что в альбоме есть: 12 классических песен; песни о любви, родной земле и романтике больших дорог; бессмертные тексты Владимира Харитонова, Роберта Рождественского, Михаила Пляцковского; и — внимание, опасность! — «новое звучание». Ну вот зачем? Зачем новое звучание тому, кто 45 лет назад уже звучал, как надо? Чьи песни стали «классическими» в том числе и благодаря привычным аранжировкам? Вероятно, тяжело полвека с небольшими перерывами исполнять несколькими составами один и тот же репертуар, и хочется по-музыкантски что-то улучшить… Но если ансамбль посвятил последние 25 лет сохранению ностальгических традиций советской песни, то уже нет смысла вставлять дудки в «Мой адрес — Советский Союз» и перепевать «Налетели вдруг дожди» с незнакомым акцентом. Этот сборник будут слушать, но точно не ради новых аранжировок. Напротив, некоторых внимательных слушателей внезапное появление в неожиданных местах новых инструментов будет только отвлекать от ностальгии.

Алексей Мажаев, InterMedia

Слушайте Лучшие песни — ВИА Самоцветы Юрия Маликова на Яндекс.Музыке

Источник: znamenitka.ru

Добавить комментарий